Портал для пациентов

Духовный инфантилизм

             Явление духовного инфантилизма – это характерная черта современного общества, социально-биологическая особенность коллективного сознания, связанная моделью поведения. Индивидуальный дух, в силу определенных условий, не получает должного развития и остается в состоянии функциональной незрелости. С точки зрения психологии это проявляется наличием у взрослых людей черт характера и психических реакций, присущих детям и подросткам и носит сущностный характер. Чтобы более глубоко и детально разобраться в данном вопросе, я предлагаю начать с определения понятия «психика».

        Психика – это свойство высокоорганизованной материи, особая форма отражения действительности, результат специфического взаимоотношения живых систем с окружающей средой, низшая ступенька в дальнейшей организации духовного сознания человека. Другими словами, под психикой мы подразумеваем бессознательные реакции нашего организма на внешние и внутренние раздражители, связанные как со стремлением сохранить себя как особи, так и с построением взаимоотношений с окружающей средой – выживание вида, популяции. Сущностный характер определяется наличием у живых существ условных и безусловных рефлексов, формированием инстинктов (выживания, размножения, сохранения и т.д.). Основная особенность проявления психики – это разумность поведения, приспособление к среде обитания.

         Действительность отображается и принимается через психический момент. Начало психического проявления – реакция. Психическая реакция прослеживается практически во всех живых формах, начиная с простейших, растений, и заканчивая человеком. По мере усложнения организации материи, отражение действительности между объектами сопровождается раздражимостью, которая характеризуется определенной избирательностью. Высшая форма отражения – восприятие - результат существования нематериальных процессов. Взаимоотношения на уровне психической деятельности – ощущения, восприятие, переживания, впечатления, память, чувства, воля, элементарное мышление.

Сущностная природа психики в своем проявлении достаточна агрессивна. Это объясняется наличием основного фактора эволюции – естественный отбор, способствующий выживанию и размножению более сильных, здоровых, приспособленных к условиям среды обитания особей. Базовый элемент – борьба. Основной двигающий мотив – страх смерти.

        Сознание же является продуктом одухотворения психических процессов и развития интеллекта. В этом их тесная связь. От того, насколько одухотворен и интеллектуален процесс, зависит и реакция человека. Присутствие искажений и отсутствие прочной связи между сущностным и духовным аспектами личности, позволяет психике в сложных ситуациях мгновенно отключить сознание. Возбужденному человеку невозможно что-либо доказать, его реакции неосознанны, зачастую неадекватны и агрессивны, и направлены на подавление факторов, связанных с нарушением границ личного пространства, как физического, так и психоэмоционального. От других форм сознания психика отличается своей импульсивностью, наличием резких, необдуманных движений, которые, в свою очередь, зачастую приводят к неприятностям, тормозят ситуацию, дезорганизуют ее.

Важнейшая особенность психики – активность. Психика наделяет человека способностью мгновенного проникновения в информационное поле окружающей среды и автоматически бессознательно ее отражать. Люди с хорошо развитой психической реакцией намного быстрее получают информацию, чем те, которые ориентируются на познание. Пока один разбирается в чем причина того или иного явления, думает, ищет выход, решает задачи, психически развитый человек уже проник в ситуацию и мгновенно, автоматически отразил ее.

        Высшая форма организации психики – сознание. Сознание - это многомерное системное явление, возникшее как результат одухотворения психических процессов с одной стороны, и развития, формирования интеллектуальных функций, воли, чувств, восприятия с другой. Это синтез мыслительных процессов, связанных с активностью глубинного центра самости, социального и духовного существа. Выражается в психологической целостности всех его частей и одновременно с этим обеспечивает сохранение и вычленение индивида из окружающей его среды.

      Сознание человека – это особое пространство, в котором пробуждается и действует индивидуальный Дух, опираясь на знание усвоенного опыта. Поэтому, задача человека, овладев сущностным аспектом психической, бессознательной формы мышления, дополнить и расширить ее, объединив с сознанием, перейти на более зрелый уровень проявления себя как духовной, высокоорганизованной личности.

       Но вернемся к вопросу духовного инфантилизма у взрослых. Форма проявления сознания в большинстве случаев – психическая. Незрелость индивидуального Духа проявляется в защитной реакции взрослого человека бессознательно оставаться ребенком. Искаженные условия окружающей среды во время воспитания и взросления формируют у индивидуальности отсутствие желания познания и действия. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию собственного жизненного опыта, внутреннего стержня, воли, активности в действиях, на который он смог бы опереться, будучи взрослой самодостаточной личностью. От недостатка внутренней силы, знаний, опыта, наличия большого количества страхов, человек не в состоянии в полной мере взять на себя ответственность за свои решения и поступки. Отсутствие сознательного управления личной жизнью снижает ее качество, плодотворность и эффективность принятых решений, как в отношении себя, так и окружающих его людей. А то, как он может действовать, или думает, что может, приносит ему боль и разочарование, способствует потере жизненных ресурсов, приводит к разрушению и самоуничтожению. Поэтому, функции взрослого он старается переложить на того, кто, по его мнению, более опытен, практичен и рационален. Это проявляется в несерьезном подходе к организации своей жизни, нежеланием и неумением принимать волевые решения и совершать грамотные целенаправленные действия.

       Инфантилизм может затрагивать развитие человека, как в целом, так и отдельные части его личности. Например, успешный мужчина в бизнесе не состоятелен в семейных отношениях; серьезный руководитель предприятия ведет себя как подросток, "гоняет" на мотоциклах или играет с оружием, тратит время на то, что не дополучил в детстве; хорошая хозяйка в доме – отсутствие реализации в социуме. Такая частичная инфантильность широко развита и распространена в нашем обществе.

         Таким образом, в разных ситуациях индивид может проявлять себя и как взрослый, и как ребенок. Это связано с нарушениями формирования личности на разных стадиях созревания тех или иных качеств от младенца до взрослого. Человек может застрять на уровне развития определенной степени зрелости и до конца жизни так и не осознать причину своей несостоятельности в том или ином вопросе. Такие искажения часто приводят к разным возрастным кризисам. Поэтому так важно родителям формировать судьбу своего ребенка начиная уже с зачатия.

       Одной из причин духовного инфантилизма является внутриутробное формирование плода в условиях стресса. Очень часто беременность сопровождается огромным количеством страхов: забеременеть не вовремя, потерять ребенка, родовыми осложнениями, страхом самого положения беременности как болезни, проявлением чрезмерного внимания или опеки либо безразличия и нежелания иметь ребенка. Даже если родители готовы и с любовью ждут появление малыша, даже если внутриутробно находится он в достатке, страх незащищенности матери перед непредвиденными обстоятельствами делает свое дело. Множество причин, находящихся в коллективном бессознательном, невидимо оказывают свое влияние на будущее формирование сознания индивидуума. Отсутствие внутреннего Защитника рождает в малыше неуверенность и с первым вдохом записывает агрессивность внешнего мира по отношению к его жизни.

Но это только начало. А дальше стремление ребенка познавать мир сопровождается страхами и ограничения наподобие «нельзя», «не лезь», «опасно» - они блокируют его подсознательные движения к познанию и опыту. Зачастую родители пытаются оградить свое чадо от всяких неприятностей, не давая ему возможность самостоятельно решать конфликтные вопросы. В таком случае, чувство ответственности за свои дела притуплено, либо недоразвито, но в основе своей не имеет истинного понимания значение данного явления. Это даже не говоря о том искаженном варианте воспитания, когда ребенка долго кормят с ложечки, завязывают ботинки, делают за него уроки.

       Далее контроль взрослых распространяется на выбор друзей, институты, вторых половинок, вместо того, чтобы научить его самостоятельно ориентироваться в жизни, дать знания, практический опыт, привить навыки, развить смелость, выносливость, смекалку, адаптировать к окружающей среде. Но как родители могут помочь своему ребенку в достаточной мере сформировать его будущее сознание, если сами не имеют подобного опыта от собственных родителей? Родовые программы бессознательно влияют на качественное формирование будущего человека из поколения в поколение.

       В психологии есть понятие «внутреннего ребенка» - одна из личностных позиций эго. Состояние «внутреннего ребенка» формируется в детстве и от его образа зависят определенные качества характера взрослого человека. «Внутренний ребенок» - это часть индивидуального Духа, который, в силу определенных условий, либо сохранил свою чистоту и первозданность, либо искажен иллюзией собственного восприятия в процессе жизнедеятельности в окружающей среде. «Иллюзорный индивидуальный Дух» является одной из основных причин формирования во взрослом человеке детского инфантилизма. Вместо того, чтобы раскрыть его истинную природу, мы балуем своего «внутреннего ребенка», потакаем его капризам. В противоположном варианте: обижаем, затыкаем, делаем его несчастным. Недостаток или избыток любви родителей способствует развитию в зрелом возрасте таких же реакций личности к части своего внутреннего «Я». Вместо того, чтобы просто любить себя, мы стараемся заменить эту любовь, покупая себе дорогие игрушки, "шмотки", все то, что, по нашему мнению, недополучили в детстве. Только истинное отношение ничем не заменишь, а удовольствие от мнимой любви к себе быстротечно, и мы снова и снова спешим за очередной порцией допинга. А наш «внутренний ребенок» так и останется несчастным, а Дух – незрелым.

        Так какие же качества «внутреннего ребенка» мы должны принять как опыт для адекватного перехода во взрослую жизнь? Что поможет нашему Духу созреть, прорасти и дать плоды? Давайте вспомним Библию: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матф. 18:3). Посмотрите на фотографии детей. Что вы видите в их глазах? Какие чувства они вызывают? Чистота, искренность, честность, свет, любовь, открытость, доверие, радость, жизненность. Куда подевался наш внутренний исследователь, почему мы перестали познавать жизнь играя? Вспомните, как малыши расстраиваются и плачут, как быстро они забывают о своих обидах и боли. С какой легкостью они прощают? Дети простодушны, наивны, они ничего не знают, они как чистый лист бумаги. Они глупы и не стыдятся своей глупости.

      Дети – святые – излучающие Свет – соответствуют своей природе. А какова природа человека? Семь чакр – семь цветов радуги – это спектральный состав света. Но в детях нет внутренней силы, они слабы и беззащитны, чтобы удержать и сохранить этот дар. Им предстоит пройти множество испытаний, искушений и соблазнов. Свет Любви, Жизни со временем будет гаснуть, а Дух обрастать иллюзией и невежеством. И если человек будет сдерживать свои желания, подавлять себя, он так и останется незрелым и инфантильным.

       Вряд ли такие взрослые - дети, смогут жить на земле, как в раю. Вначале они должны «согрешить», пройти «ад» жизненных ситуаций, получить знания, наделать кучу ошибок, разочароваться и однажды освободится от прошлого, обрести полную свободу, чистый разум и глубокую осознанность. Это сложный путь, немногим удается снова вернуть утраченный в детстве Свет и обрести способность понимания своего существования. Но это возможно! Путь Домой, к своему Духу – это единственно верное направление, имеющее смысл. Этот Путь – возвращение блудного сына. Где родители индивидуального Духа - Божественное начало, а физические родители- условия для его созревания.

Чтобы оценить «Рай» нужно из него выйти, пройти «семь кругов Ада» и снова вернуться, но уже другим, зрелым и осознанным. И это выбор каждого, закрыться внутри своего существа или отправится в Путешествие, навстречу великим приключениям. А ваш «внутренний ребенок» - это всего лишь Ключ к прохождению испытаний на пути к Дому. Будьте чисты в своих помыслах, честны сами с собой, открыты миру, знаниям, активны в движении, искренни в желаниях, доверяйте ситуациям, учитесь любить и радуйтесь каждому прожитому дню. Да, и самое главное – будьте «Дураками», будьте чистыми листами, пустыми чашами, ведь любые знания относительны, истина непознаваема, постоянны лишь перемены. Станьте просто познающим ребенком, который просто живет, просто созерцает свое Существование, и возможно ваше сознание станет чистым пламенем Осознанности.

       И тогда вы будете Светом сами себе. Чистота ваших центров заиграет всеми цветами радуги. И уже никто не исказит и не погасит этот Свет, который вы будете излучать. «Святой» - это не тот, кто посвятил себя Богу, это тот, кто нашел его в себе и проявил миру. Раскрыл свой потенциал, утвердился и сохранил его. Семь чакр – семь основных центров, семь направлений, собранных воедино в своей первозданной чистоте. И это Сила, это внутреннее состояние, которые сделают вас Мастером–Творцом–Художником своей Жизни.

         Поэтому задача каждого, кто хочет изменить свое будущее, детально разобраться в вопросах существования, взять ответственность за то, что происходит, там, где понятие ответственность равнозначно любви к себе, встать у руля Судьбы, выбрать Путь и начать спокойное движение. Путь Мастера собственной Жизни. Путь к святости, где святость не религия, а Суть и Природа каждого человека!

[конец первой части публикации]


Нет комментариев

Украинская Ассоциация Медицинского Туризма
Заполнить заявку на лечение
Пол